Бунтарка Вивьен Вествуд
20.01.2023

30 декабря мир облетела весть о кончине британского дизайнера — бунтарки Вивьен Вествуд, которая в 70-е стала олицетворением и визуализатором панк-моды. Она опережала моду и создавала тенденции. В своем творчестве Вивьен соединила провокацию, революционный деконструктивизм и возвращение к историческому костюму.

Модный старт

Модная карьера Вивьен Вествуд началась в 1971 году, когда она и Малкольм Макларен открыли магазинчик «Let It Rock» на Кингз-Роуз в лондонском Челси. Посетителям предлагалась одежда секонд-хенд и вещи дизайна Вивьен, как правило, переделанные из того, что было куплено на блошином рынке.

Вивьен Вествуд

Название магазина менялось несколько раз — в 1973 году он был переименован на «Too Fast To Live, Too Young To Die», а после ремонта весной 1974 года — над его входом появилась провокационная вывеска «SEX». В середине 70-х Вивьен Вествуд и Малькольм Макларен, ставший менеджером Sex Pistols, разрабатывают стиль одежды для музыкантов  панк-группы. В 1977 году к выходу сингла God Save the Queen Вивьен создает лонгслив с принтом портрета Елизаветы II с английской булавкой в губе. Сейчас футболка с длинным рукавов — экспонат коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне. 

Отметим, что название магазина менялось еще 2 раза — в 1976 году на «Seditionaries», а в 1979 году — на «World‘s End».

Вивьен Вествуд

В 70-х сформировалась эстетическое кредо Вивьен Вествуд. Нестандартный крой, деконструктивизм и провокация стали визитной карточкой дизайнера. Вивьен ломала стереотипы, предлагая разорванную, разрезанную и вывернутую наизнанку одежду. Она часто использовала кожу и латекс, выбирала скандальную символику для принтов, а для отделки — изобилие заклепок, булавок, цепей и шипов. Во всем, что она делала, сквозили бунтарство и дух свободы. К концу десятилетия Вествуд превратилась в символ британского авангарда. Бренд «Vivienne Westwood» появился в 1978 году.

Новый виток

В 1981 году в Лондоне состоялся подиумный дебют дизайнера. Коллекции «Пираты», неоромантичная и нестандартная, произвела сенсацию. Интерес к историческому костюму  и прошлому стал новым направлением творчества Вивьен Вествуд. 

Показ инициировал новый виток модной карьеры Вествуд, привлек внимание не только британского Vogue, но и крупных ритейлеров — Bloomingdale’s и Macy’s в США, Joseph в Лондоне и других.

Вивьен Вествуд

В 1983 году Вивьен Вествуд познакомилась с Карло Д’Амарио, который стал ее менеджером, а через 3 года — генеральным директором компании «Vivienne Westwood». Сотрудничество с Малкольм Маклареном было прекращено в 1984 году.

Вивьен считала коммерческий успех своего бренда заслугой Карло Д’Амарио.

Новое в творчестве

Историзмы стали особенностью коллекций Вивьен Вествуд. Она вернула в высокую моду корсеты, кринолины, турнюры, элементы викторианского, эдвардианского и елизаветинского стилей, причем в собственном бунтарском прочтении. Так, среди  иконических — юбки «мини-крини», модели корсетов с фрагментами картин Франсуа Буше из коллекции Portrait 1990 года и многие другие…

Вивьен Вествуд

Юбки «крини» или укороченные кринолины Вивьен Вествуд придумала в 80-е. Источником вдохновения для дизайнера стал дягилевский балет «Петрушка». Считается, что это изобретение Вивьен способствовало возвращению женственного силуэта и отказу от широкой, акцентированной линии плеч моды этого десятилетия.

В 80-х Вивьен обратилась к традициям английского портновского искусства, использовала тартан, вдохновлялась тканями, произведенными в Англии в 17-ом и 18-ом веках. Традиционный текстиль появился в коллекции осень-зима 1987-1988 «Харрис-твид», вышедшей в марте 1987 года. Интересно, что при ее создании Карло Д’Амарио придумал логотип бренда, объединив в нем символику королевской державы и кольца Сатурна. Это, как и все творчество дизайнера, передавало взаимосвязь  времен — прошлого и будущего.

Вивьен Вествуд

В 1988-1990 гг. Вивьен, сохраняя верность традиционным британским узорам и тканям, обратилась к мотивам Древней Греции и эпохи Просвещения. Британской культуре посвящены и более поздние коллекции «Англомания» и «Англофилия». 

Вивьен Вествуд причастна к зарождению бельевого стиля, так, в 1982 году манекенщицы на показ ее коллекции впервые вышли в бюстгальтерах поверх блузок.

С конца 80-х Вивьен преподавала в Венской академии прикладных искусств, где в 1989 году познакомилась с Андреасом Кронталером, который через несколько лет стал ее мужем.  

Заслуженные награды

1990 год связан с двумя важными для Вивьен Вествуд событиями. Британский совет моды присудил ей звание «Модельер года», а во Флоренции на выставке «Питти Уомо» прошел первый показ ее мужской коллекции бренда.

Вествуд становится «Модельером года» и в следующем 1991 году. Знаменателен для нее следующий, 1992 год — она получает звание Почетного старшего члена Королевского колледжа искусств и становится дамой-офицером ордена Британской империи,

Вивьен Вествуд

В 2004-2005 гг. в музее Виктории и Альберта в Лондоне, а затем Национальной галерее в Канберре в Австралии прошла персональная ретроспективная выставка Вивьен Вествуд, ставшая наиболее обширной экспозицией, посвященной кому-либо из дизайнеров при жизни.

В 2006-м Вествуд в третий раз присуждено звание «Модельер года». В этом же году она становится дамой-командором Ордена Британской империи.

В России

В нулевых в 2003-2008 гг. в Москве в Столешниковом переулке работал монобрендовый бутик Vivienne Westwood», открытый Ольгой Родионовой. Коллекции Вествуд были также представлены в мультибрендовых магазинах и универмагах.

В 2002 году коллекция Вивьен Вествуд весна/лето 2003 «Уличный театр» была продемонстрирована на уже превратившейся в историю Неделе Высокой Моды в Москве.  Вплоть до 2003 года мероприятие регулярно проводилось в Государственном концертном зале «Россия», который в то время располагался на территории современного исторического центра «Зарядье». Тогда Вивьен прилетела в Москву и появилась перед публикой в завершении шоу. 

Вивьен Вествуд

В апреле 2007 году показ коллекции «Проснись, пещерная девушка», осень/зима 2007, при полном аншлаге открыл неделю моды Russian Fashion Week, проходившую в Москве. В конце дефиле на подиум вышел Андреас Кронталер, а Вивьен в столицу не приехала. 

В 2008 году в журнал ELLE организовал показ коллекции Вивьен Вествуд в Санкт-Петербурге.

Экология и политика

Вивьен Вествуд запустила собственную кампанию «Climate Revolution» в поддержку экологии, поддерживала Гринпис и общество защиты тропических лесов. Например, проблемы экологии отражены в коллекциях «Климатическая революция», весна/лето 2013, и «Спасите дождевой лес», осень/зима 2014.

Вивьен протестовала против консьмеризма и избыточного потребления, одной из первых начала призывать к отказу от изделий из меха.  

Вествуд известна как политический активист, так, она выступала в защиту основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, а в 2014 году высказывала поддержку идее независимости Шотландии.

И в заключении…

Вивьен Вествуд называют интеллектуальным дизайнером.  Она оттачивала свои смелые идеи так, что все, к чему прикасалась ее рука, выглядело безупречно. Вивьен довела до совершенства свойственный ей умопомрачительный крой и создавала яркую, носибельную и востребованную одежду. 

Автор: Елена Варнина

Закрыть меню