Маркировка – пошаговая инструкция внедрения
05.09.2019

4 cентября, на выставке «Интерткань-2019. Осень» прошло заседание «Внедрение маркировки на предприятиях легпрома. Пошаговая инструкция».

Введение маркировки в России связано с необходимостью ограждения внутреннего рынка от фальсифицированной и контрабандной продукции. В какой степени это необходимо легпрому, есть разные оценки. Маркировка затронула уже сейчас многие сегменты продаваемых в России товаров народного потребления. Но вопросы, обусловленные введением маркировки продукции, почему-то наиболе остро встают в нашей отрасли. Прежде   всего, это вопросы наиболее эффективного использования современных  технологий и  уровня дополнительных расходов для предприятий в связи с введением этой системы.  При этом, ряд нормативно-правовых и технологических вопросов в системе маркирования продукции остаются нерешенными или неконкретно отраженными в соответствующей документации.

Маркировка

Эти акценты были основными в ходе состоявшихся заседания и последующей дискуссии в его завершении.

Во вступительном слове  президент СОЮЗЛЕГПРОМА  Андрей Разбродин подчеркнул, что лет 6 тому назад отраслевой союз ставил вопрос о маркировании импортных товаров, ввиду растущей доли импортного и реэкспортного фальсификата на российском рынке. Поступающего, в большей своей  части, через «облегченные» таможенные границы между  странами ЕАЭС. Но впоследствии, по ряду причин, ситуация усложнилась и потребовалась маркировка  всех товаров на внутреннем рынке с параллельным  формированием системы  товаропродвижения в рамках всего ЕАЭС.

Но создание всей маркировочной системы не должно стать новым финансовым бременем для добросовестных товаропроизводителей, тем более в условиях низкого спроса.

Анна Орлова, руководитель  рабочей группы по маркировке и прослеживаемости товаров АКОРТ уточнила, что с 1 декабря 2019 года маркировка обязательна для таких изделий как предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;  пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия;  белье постельное, столовое, туалетное и кухонное. По ее словам, уже разработана Дорожная Карта по введению маркировки, которая вскоре будет представлена в Минпромторг  РФ.

Ряд участников заседания отметили, в этой связи, что соответствующие нормативные документы  «запаздывают», потому у многих предприятия предвидят трудности  в процесс проведения маркировки. Ибо, как говорится, сроки поджимают.

Более подробно эти вопросы прокомментировала Вера Волкова, руководитель проекта «Легкая  промышленность» в ЦПРТ. Она согласилась с  тем, что известное постановление правительства РФ N 790  от 25 июня 2019. принято как бы «вдогонку»  экспериментам по маркировке, оно же  определило означенные сроки её введения для изделий отрасли. Подготовлены соответствующие методические рекомендации в которых учтены все рекомендации и замечания Минпромторга, но они до сих пор не подписаны министерством.

По специфике многих товарных позиций в сфере легпрома, проверочные идентификационные коды (ПИК), например, по обуви отличаются  от таких кодов по другой продукции  легкой  промышленности. В целом  же, ПИК сокращен  с 48 до 18 символов с целью меньшей «громоздкости» данного кода. 

Для получения кода идентификации, по словам эксперта, сегменты одежды и текстиля разделены: в первом случае в реестр требуемых данных включены 12 атрибутов, во втором – 13 (добавлена категория  «цвет товара»).  В  целом, в составе набора этих атрибутов: страна  производства, вид товара, модель, сырье и другая информация для максимально полной характеристики маркируемой  продукции.  Выдача аппаратных комплексов для  проведения маркировочных мероприятий стартует в начале сентября.  

Что  касается маркировки импорта, требуется, по мнению В.Волковой и других участников заседания, скорректировать решение Комиссии Таможенного Союза (от 20 мая 2010 г., N 257) относительно таможенного декларирования товаров в  связи с вводимой их маркировкой. «Нужно ускорить решение  этого вопроса», как подчеркнула В.Волкова, но конкретных сроков в этой сфере эксперт не обозначила.

В  связи с  упомянутыми и смежными вопросами, как отметила А.Орлова, переходный период по маркировке товаров  легпрома, «скорее всего, составит один год — то есть, до 1 декабря  2020 г.  ввиду широкого ассортимента этой продукции и ее специфики».  Она уточнила, что маркировка товарных остатков будет вводиться с апреля  2020 г. А с января 2021-го  вводится запрет маркирования товаров, ввезенных в   РФ после 1 ноября 2020 г., но приобретенных/закупленных до  этого срока.

Представители ряда компаний поделились  с экспертами опытом экспериментальной маркировки своей продукции и высказали мнение  о сохраняющихся в этой сфере  «изъянах».  Так, аналитик компании «Спортмастер» Алексей Тимченко обратил внимание  на проблемность перемаркировки  продукции, в том числе  экспортируемой. Возникают  вопросы, по его словам, и  в требуемом агрегированном описании продукции для получения  кода идентификации.

В  свою очередь, Александр Охрименко, главный экономист ОАО «Шуйские  ситцы» (Ивановская  область),  выразил  согласие с оценками,  согласно  которым внедряемая  в легпроме система маркировки недостаточно  учитывают специфику отрасли.  Что наряду с упомянутыми на заседании проблемами, требует также дополнительного штата работников-специалистов, сведущих в вопросах  маркировки  продукции.

В завершении заседания состоялась дискуссия  по   всей «цепочке»  вопросов, связанных с технологическими инструментариями, экономическими и  нормативно-правовыми   аспектами проведения  маркировки продукции легпрома.

Предложения и рекомендации  участников заседания вскоре будут обобщены и направлены в профильные ведомства и бизнес-ассоциации.

Закрыть меню