4 cентября, на выставке «Интерткань-2019. Осень» прошло заседание «Внедрение маркировки на предприятиях легпрома. Пошаговая инструкция».
Введение маркировки в России связано с необходимостью ограждения внутреннего рынка от фальсифицированной и контрабандной продукции. В какой степени это необходимо легпрому, есть разные оценки. Маркировка затронула уже сейчас многие сегменты продаваемых в России товаров народного потребления. Но вопросы, обусловленные введением маркировки продукции, почему-то наиболе остро встают в нашей отрасли. Прежде всего, это вопросы наиболее эффективного использования современных технологий и уровня дополнительных расходов для предприятий в связи с введением этой системы. При этом, ряд нормативно-правовых и технологических вопросов в системе маркирования продукции остаются нерешенными или неконкретно отраженными в соответствующей документации.

Эти акценты были основными в ходе состоявшихся заседания и последующей дискуссии в его завершении.
Во вступительном слове президент СОЮЗЛЕГПРОМА Андрей Разбродин подчеркнул, что лет 6 тому назад отраслевой союз ставил вопрос о маркировании импортных товаров, ввиду растущей доли импортного и реэкспортного фальсификата на российском рынке. Поступающего, в большей своей части, через «облегченные» таможенные границы между странами ЕАЭС. Но впоследствии, по ряду причин, ситуация усложнилась и потребовалась маркировка всех товаров на внутреннем рынке с параллельным формированием системы товаропродвижения в рамках всего ЕАЭС.
Но создание всей маркировочной системы не должно стать новым финансовым бременем для добросовестных товаропроизводителей, тем более в условиях низкого спроса.
Анна Орлова, руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости товаров АКОРТ уточнила, что с 1 декабря 2019 года маркировка обязательна для таких изделий как предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное. По ее словам, уже разработана Дорожная Карта по введению маркировки, которая вскоре будет представлена в Минпромторг РФ.
Ряд участников заседания отметили, в этой связи, что соответствующие нормативные документы «запаздывают», потому у многих предприятия предвидят трудности в процесс проведения маркировки. Ибо, как говорится, сроки поджимают.
Более подробно эти вопросы прокомментировала Вера Волкова, руководитель проекта «Легкая промышленность» в ЦПРТ. Она согласилась с тем, что известное постановление правительства РФ N 790 от 25 июня 2019. принято как бы «вдогонку» экспериментам по маркировке, оно же определило означенные сроки её введения для изделий отрасли. Подготовлены соответствующие методические рекомендации в которых учтены все рекомендации и замечания Минпромторга, но они до сих пор не подписаны министерством.
По специфике многих товарных позиций в сфере легпрома, проверочные идентификационные коды (ПИК), например, по обуви отличаются от таких кодов по другой продукции легкой промышленности. В целом же, ПИК сокращен с 48 до 18 символов с целью меньшей «громоздкости» данного кода.
Для получения кода идентификации, по словам эксперта, сегменты одежды и текстиля разделены: в первом случае в реестр требуемых данных включены 12 атрибутов, во втором – 13 (добавлена категория «цвет товара»). В целом, в составе набора этих атрибутов: страна производства, вид товара, модель, сырье и другая информация для максимально полной характеристики маркируемой продукции. Выдача аппаратных комплексов для проведения маркировочных мероприятий стартует в начале сентября.
Что касается маркировки импорта, требуется, по мнению В.Волковой и других участников заседания, скорректировать решение Комиссии Таможенного Союза (от 20 мая 2010 г., N 257) относительно таможенного декларирования товаров в связи с вводимой их маркировкой. «Нужно ускорить решение этого вопроса», как подчеркнула В.Волкова, но конкретных сроков в этой сфере эксперт не обозначила.
В связи с упомянутыми и смежными вопросами, как отметила А.Орлова, переходный период по маркировке товаров легпрома, «скорее всего, составит один год — то есть, до 1 декабря 2020 г. ввиду широкого ассортимента этой продукции и ее специфики». Она уточнила, что маркировка товарных остатков будет вводиться с апреля 2020 г. А с января 2021-го вводится запрет маркирования товаров, ввезенных в РФ после 1 ноября 2020 г., но приобретенных/закупленных до этого срока.
Представители ряда компаний поделились с экспертами опытом экспериментальной маркировки своей продукции и высказали мнение о сохраняющихся в этой сфере «изъянах». Так, аналитик компании «Спортмастер» Алексей Тимченко обратил внимание на проблемность перемаркировки продукции, в том числе экспортируемой. Возникают вопросы, по его словам, и в требуемом агрегированном описании продукции для получения кода идентификации.
В свою очередь, Александр Охрименко, главный экономист ОАО «Шуйские ситцы» (Ивановская область), выразил согласие с оценками, согласно которым внедряемая в легпроме система маркировки недостаточно учитывают специфику отрасли. Что наряду с упомянутыми на заседании проблемами, требует также дополнительного штата работников-специалистов, сведущих в вопросах маркировки продукции.
В завершении заседания состоялась дискуссия по всей «цепочке» вопросов, связанных с технологическими инструментариями, экономическими и нормативно-правовыми аспектами проведения маркировки продукции легпрома.
Предложения и рекомендации участников заседания вскоре будут обобщены и направлены в профильные ведомства и бизнес-ассоциации.